Секреты успешного проекта
На 44 встрече Санкт-Петербургского Клуба Менеджером ИТ проектов (SPB SPM Club) Анатолий Иванов, руководитель разработки компании Embria, делился своими секретами успешного проекта, за его плечами построенный центр разработки для Тинькофф Банка и более 10 лет опыта работы ИТ директором.
Мы публикуем видео и тезисы выступления Анатолия.
Видео выступления:
Презентация Презентация выступления (PDF)
Я расскажу кратко тезисы выступления Анатолия:
О найме
1. Кроме профессиональных навыков кандидата проверяйте чтобы кандидат соответствовал ценностям команды и компании. Применяем вопросы:
- Готов ли ты много вджобывать?
- Почему ко мне?
- Чем ты гордишься и что делаешь лучше всех?
Так, вы уже на собеседовании зададите правила игры!
2. Берите тех людей, которые не могут не работать! Потому что связи между фактами “я плачу тебе зарплату” и “человек должен работать” нет никакой. Таких, среди разработчиков процентов 30-40.
3. Не подпускайте к себе людей которые уже “умерли”. Такие люди уже перестали сражаться и просто ищут тихое укромное место. Они превратят проект в тихое болото.
О запуске проекта
1. Первые два-три спринта в проекте обязательно должны быть успешными. Это закрепит ощущение уверенности, успеха, драйва, победы в команде.
2. Зафиксируйте выполняемый за спринт объем работы через несколько первых спринтов. Объем не должен зависеть от ситуации в команде. Ваша задача, как руководителя проектов, гарантировать поставку результата вне зависимости от внешних условий.
3. Бросьте команде большой вызов - цель должна зажигать! Ребята должны приходить на работу с ощущением, что они обязательно достигнут цели с этой командой и что они просто-таки рвутся в бой!
4. У вас обязательно должна быть большая, дерзкая цель, а еще лучше - большой враг, против которого вы и будете сражаться. Например: “Доказать иностранному Заказчику, что вы намного лучше, чем индийская команда. При всем уважении к коллегам из Индии, конечно. Победить технический долг. Сдать сложнейший релиз.”
О правилах успеха проекта
1. Выводите главные, бизнесовые метрики проекта или продукта на экран или на доску. У команды всегда должно быть понимание, как их работа влияет на общие результаты компании. Если это конфиденциальная информация, то подумайте дважды - так уж важно держать информацию конфиденциальной от своих сотрудников? Ведь линейные сотрудники всё равно будут думать, что вы гребете деньги лопатой и маржинальность зашкаливает за сто процентов.
2. Перфекционизм - это удел многих крутых разработчиков и архитекторов. Важно чтобы было достаточно хорошо для текущего уровня развития проекта с запасом на 3 месяца вперед.
3. Смерть любого проекта начинается с мысли менеджера, что "у нас особый случай”. Ловите себя на это мысли и останавливайте, особых случаев не бывает.
О принципах работы команды
1. У команды должен быть талисман или артефакт. Это сплачивает команду, возникает чувство принадлежности.
2. Отмечайте победы! Сдали релиз, укомплектовали команду, прошли важный майлстоун - сразу празднуйте и благодарите людей за общим столом. Ведь ребята и вправду молодцы!
3. Каждый должен говорить на встречах. И ребята в команде должны реагировать на состояния друг друга. Это увеличивает так называемую социальную чувствительность группы.
Об управление людьми
1. Сделайте шуточные, но досадно-неприятные наказания. Например, при опоздании на стендап человек проставляется пиццей перед командой. Это позволит людям ответственнее относиться к проступкам и понимать, что система управления нетерпима к нарушениям.
2. Правило: “уперся - сообщи”. Повышает эффективность коммуникаций
3. Делегируйте максимум полномочий тимлидам. Даже если в компании такого не было принято.
4. Базовая модель руководителя - всегда уважение. Две другие модели - поощрения и наказания. Сотрудник всегда сам выбирает своими поступками модель поведения своего руководителя.
5. Убирайте негативщиков и жалобщиков как можно быстрее! Если сотрудник ценный, исключите его из коммуникаций любой ценой.
6. Учитесь сами и постоянно развивайте своих людей! Если вы не развиваетесь, то вы умираете.
7. Всегда говорите своим людям, что они работают в лучшем проекте и что это лучшая в мире команда.
8. Выявляйте ключевых людей и обеспечивайте им премиальные условия. Как минимум +10% к рынку, как минимум приятные бонусы, особенно для членов семей.
9. Награждайте лучших сотрудников. Россия - это страна недооцененных людей. Если вы будете это делать, то уже обеспечите себе стратегическое преимущество!
10. Бизнес-завтраки и бизнес-обеды с вашей командой или с руководством. Создают доверительную, неформальную обстановку и настраивают на продуктивный рабочий день.
11. Планируйте развитие ваших сотрудников по схеме 70/20/10.
- 70% - обучение в рамках рабочих задач,
- 20% - внутреннее обучение, менторинг, наставничество,
- 10% - внешнее обучение
12. Не пишите код, только если вы не руководитель группы на 5 человек. Или определитесь - вы или менеджер, или разработчик. Что-то одно. Нужно фокусироваться.
О разница продуктовой и аутсорсинговой ИТ компании
Для менеджера во многом разница в целях и KPI
- Аутсорс - удержание, скорость найма, часто - маржинальность вашей команды, проектов, программы.
- Продукты - общая выручка компании (и это сложно - вы влияете намного меньше, чем коммерсы), реализация стратегии или запланированных фич.
Заключение
В регулярном менеджменте и в штатном режиме функционирования ни от кого не требуется подвиг.