Вариантов ответов несколько:

1. Мы хотим Скрам, там есть эта Роль, и поэтому нам нужен отдельный человек на эту роль. - Вполне хороший ответ, но какую проблему он будет решать?

2. Помогать команде принимать решения и проводить мероприятия. - Хм... хороший ответ. Но если нужно ПОМОГАТЬ команде, то вы хотите сказать что они НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ и непрофессиональны?

3. Модерировать и фасилитировать мероприятия. - Отличный ответ! Для этого точно нужен внешний хозяин процесса. Хотя если подумать... а участники сами договориться не могут?

4. Проводить ретроспективы спринтов. - Отличный ответ! Да, ретроспективу, как немного психологическое мероприятие, лучше чтобы проводил хороший наставник.

5. Помогать Владельцу продукта лучше формировать план работ. Я сказал "план работ"? Хорошо "лучше формировать упорядоченный список заказов". - Отличный ответ! Для того чтобы не врать самому себе, а также для прояснения цели и приоритета каждой заявки лучше работать с коучем.

6. Повышать качество бизнес-процессов и принимаемых решений для того, чтобы заработать больше денег. - Этот ответ мне больше всего нравится.

Итак мы прошлись по ответам и все-таки пришли к идее, что Хозяин процесса необходим. Однако, как вы помните у нас все еще ситуация когда "Денег нет и не будет, поэтому применяем старую индейскую мудрость: когда нельзя но очень хочется, то... можно! Или переиначим коучинговый подход:

У любой организации УЖЕ есть все ресурсы, для того чтобы она могла обеспечить процесс непрерывного совершенствования чтобы зарабатывать больше денег СЕЙЧАС. (с) А.В.

Так, как такой вопрос поиска SM появляется в основном в ИТ-компаниях, что я покажу что для ИТ-компании НЕ нужен внешний Хозяин процесса и все ресурсы уже есть.

Для начала давайте посмотрим, а кто у нас есть в ИТ-компании, если у вас этой должности нет, то его функции кем-то выполняется:

1. Руководитель организации - его задача делать продажи, или он может делегировать это.

2. Технический директор - определяет технологический вектор развития продуктов (он, же Архитектор).

3. Руководитель проекта - сопровождает Клиента, заказ, может выяснять что нужно чтобы не шокировать Клиента техническими деталями и умело проводит переговоры с целью уложиться в смету. Выяснение хотелок Клиента может делегировать Бизнес-аналитику.

4. Команда разработки - инженеры которые знают как реализовать то что хочет Клиент. В хороших командах они все круты, но кого-то из команды слушают больше.

5. Инженер обеспечения качества (QA) - обеспечивает качество на всех стадиях выполнения заказа (проекта):

  • качество требований (заявок) - чтобы не пропустить нужное
  • качество реализации - помочь Клиенту принять результат
  • качество документации - дабы Пользователь Клиента не покинул его
  • качество процессов создания Продукта - чтобы экономить не делая переделки.

Все эти роли есть почти в любой ИТ-компании, по вертикали "производство", я не указываю здесь обслуживающие подразделения: АХО, договорной отдел, бухгалтерия, юристы и т.д.

И если мы сопоставим действия, которые должен делать SM с сотрудниками - которые у нас УЖЕ есть то выяснится что:

1. Регламентные мероприятия Scrum - вполне может проводить любой участник команды или тимлид или Инженер обеспечения качества.

2. Ретроспективы спринтов - может проводить Инженер обеспечения качества своей или другой команды, чтобы свой инженер смог принять в ней участие. Качество процесса является зоной ответственности этого инженера, и у него есть все факты для работы из роли "ревизор".

3. Помочь Владельцу продукта принимать правильные решения о планировании - Инженер обеспечения качества. В шапке тестировщика он может легко проверить заявку про критерию ценности.

4. Декомпозиция и PBR (Product Backlog refinement) - при заданных критериях проверки корректности разбивки и инструкции по тестированию логической связности это тоже может делать.... Инженер обеспечения качества, или лидер команды который ХОЧЕТ обучить своих коллег правильно думать.

Таким образом, большую часть сложных активностей закрывают:

  • Инженер обеспечения качества
  • Лидер команды разработки.

Даже если у вас нет иерархии, то у вас всё равно будет лидер команды, человек которому ЭТО НАДО, тот, кому доверяют. В любой стае есть вожак.

Но где же взять такого Инженера обеспечения качества? "Личинка" такого у вас уже есть, это Тестировщик. Попробуйте добавить ему полномочий, обучите навыкам тестирования высказываний, руководитель проекта и бизнес-аналитик могут помочь с этим.

Единственное, что мы не сможем закрыть внутренними ресурсами это работа на уровне процессов всей организации и изменение парадигмы мышления руководителя организации, никакой сотрудник с этим не справится. Внедрить изменения можно только от своего уровня и ниже, какой бы плоской организационная структурой не была она всегда будет находится НИЖЕ уровня руководителя организации. И руководитель может всегда уволить сотрудника, который задает неудобные вопросы.

Что делать когда хочется что-то изменить, но изнутри не этого сделать?

Обращайтесь в нашу консалтинговую практику: https://sigmalab.ru